Маяковский — детям.

   
001с

Урок, посвященный поэзии Владимира Маяковского. Кроме стихотворения «Что такое хорошо и что такое плохо», дети послушали еще два стихотворения Маяковского, поэзия Маяковского удивительным образом трогает , удивляет и увлекает любого ребенка даже через сто лет после написания.

Владимир Маяковский

013с 018с
024с 052 с

«История Власа, лентяя и лоботряса»


Влас Прогулкин -
                         милый мальчик,
спать ложился,
                         взяв журнальчик.
Всё в журнале
                         интересно.
- Дочитаю весь,
                         хоть тресну! -
Ни отец его,
                       ни мать
не могли
                 заставить спать.
Засыпает на рассвете,
скомкав
               ерзаньем
                               кровать,
в час,
           когда
                         другие дети
бодро
            начали вставать.
Когда
            другая детвора
чаевничает, вставши,
отец
         орет ему:
                         - Пора! -
Он -
         одеяло на уши.
Разошлись
                    другие
                               в школы, -
Влас
         у крана
                         полуголый -
не дремалось в школе чтоб,
моет нос
                и мочит лоб.
Без чаю
               и без калача
выходит,
                  еле волочась.
Пошагал
                и встал разиней:
вывеска на магазине.
Грамота на то и есть!
Надо
         вывеску
                         прочесть!
Прочел
               с начала
                         буквы он,
выходит:
                "Куафер Симон".
С конца прочел
                         знаток наук, -
"Номис" выходит
                               "рефаук".
Подумавши
                      минуток пять,
Прогулкин
                   двинулся опять.
А тут
            на третьем этаже
сияет вывеска -
                         "Тэжэ".
Прочел.
              Пошел.
                           Минуты с три -
опять застрял
                         у двух витрин.
Как-никак,
                  а к школьным зданиям
пришел
              с огромным опозданьем.
Дверь на ключ.
                         Толкнулся Влас -
не пускают Власа
                               в класс!
Этак ждать
                    расчета нету.
"Сыграну-ка
                         я
                             в монету!"
Проиграв
                  один пятак,
не оставил дела так...
Словом,
                не заметил сам,
как промчались
                         три часа.
Что же делать -
                         вывод ясен:
возвратился восвояси!
Пришел в грустях,
                                чтоб видели
соседи
          и родители.
Те
     к сыночку:
- Что за вид? -
- Очень голова болит.
Так трещала,
                         что не мог
даже
            высидеть урок!
Прошу
            письмо к мучителю,
мучителю-учителю! -
В школу
               Влас
                         письмо отнес
и опять
             не кажет нос.
Словом,
                 вырос этот Влас -
настоящий лоботряс.
Мал
          настолько
                         знаний груз,
что не мог
                  попасть и в вуз.
Еле взяли,
                  между прочим,
на завод
                 чернорабочим.
Ну, а Влас
и на заводе
                     ту ж историю заводит:
у людей -
                работы гул,
у Прогулкина -
                         прогул.
Словом,
               через месяц
                                       он
выгнан был
                     и сокращен.
С горя
             Влас
                       торчит в пивнушке,
мочит
            ус
                в бездонной кружке,
и под забором
                         вроде борова
лежит он,
                грязен
                         и оборван.
Дети,
           не будьте
                         такими, как Влас!
Радостно
                книгу возьмите
                                           и - в класс!
Вооружись
                     учебником-книгой!
С детства
                  мозги
                          развивай и двигай!
Помни про школу -
                                 только с ней
станешь
              строителем радостных дней.

«Эта книжечка моя про моря и про маяк»


Разрезая носом воды,
           ходят в море пароходы.
           Дуют ветры яростные,
           гонят лодки парусные,
           Вечером,
                    а также к ночи,
           плавать в море трудно очень
           Все покрыто скалами,
           скалами немалыми.
        Ближе к суше
                           еле-еле
           даже
                днем обходят мели.
           Капитан берет бинокль,
           но бинокль помочь не мог.
           Капитану так обидно -
           даже берега не видно.
           Закружит волна кружение,
           вот
             и кораблекрушение.
           Вдруг -
                   обрадован моряк:
           загорается маяк.
           В самой темени как раз
           показался красный глаз.
           Поморгал -
                      и снова нет,
           и опять зажегся свет.
           Здесь, мол, тихо -
                            все суда
           заплывайте вот сюда.
         Бьется в стены шторм и вой.
           Лестницею винтовой
           каждый вечер,
                       ближе к ночи,
           на маяк идет рабочий.
           Наверху фонарище -
           яркий,
                  как пожарище.
        Виден он
                    во все моря,
           нету ярче фонаря.
           Чтобы всем заметаться,
           он еще и вертится.
           Труд большой рабочему -
           простоять всю ночь ему.
           Чтобы пламя не погасло,
           подливает в лампу масло.
           И чистит
                  исключительное
           стекло увеличительное.
           Всем показывает свет -
           здесь опасно или нет.
           Пароходы,
                     корабли -
           запыхтели,
                      загребли.
           Волны,
           как теперь ни ухайте, -
        все, кто плавал, -
                    в тихой бухте.
           Нет ни волн,
                        ни вод,
                         ни грома,
           детям сухо,
                       дети дома.
           Кличет книжечка моя:
           - Дети,
                   будьте как маяк!
        Всем,
           кто ночью плыть не могут,
           освещай огнем дорогу.
           Чтоб сказать про это вам,
           этой книжечки слова
             и рисуночков наброски
           сделал
                  дядя
                       Маяковский.

              [1926]